English  Русский 

Catalog

Blog / News


   Наш сайт расчитан на коллекционеров редких книг и периодических изданий, почтовых открыток, автографов знаменитых людей, бон, географических карт и атласов. У нас Вы, возможно найдете то, что так долго искали для своей коллекции. Рекомендуем регулярно заглядывать к нам - обновления достаточно часты.

(empty)
 


События поражений и славных дел Российской военно-морской истории на зарубежных открытках.  RSS 2.0

Илл.1. Русский произвол.Поврежденные траулеры
Илл.1. Русский произвол.Поврежденные траулеры "Moulmein" и "Mino".№2


       В большом количестве сюжетов темы "Россика" отражен огромный пласт событий, которым российские издатели, по разным причинам, не уделили внимания. Многие из этих событий хорошо известны, прекрасно описаны и в популярной, и в научной литературе, но на российских (а также изданных для России) открытках отсутствуют. Тем интереснее находить и изучать такие события на иностранных открытках. Из множества открыток, пополняющих коллекцию только в изданиях зарубежных стран хотелось бы выделить и рассказать о двух интересных моментах российской военно-морской истории: Гулльском инциденте и землетрясении в Мессине в 1908 году.

       Гулльский инцидент.

       Это событие, произошедшее в ночь на 9 октября (22 октября по новому стилю) 1904 г., несмотря на многие тысячи исследований, книг, статей до сих пор не имеет подтвержденного фактами объяснения. Версий много, свидетелей тоже предостаточно. Нет истины. 1 октября (по ст. ст.) 1904 г. 2-я Тихоокеанская эскадра из Либавы двинулась на Дальний Восток. Под командой адмирала Рожественского состояло 30 вымпелов (7 броненосцев, 7 крейсеров, 1 яхта, 6 транспортов и 9 миноносцев), а общая численность экипажа всех судов достигала весьма крупной цифры - до 13 тысяч человек. Из Либавы эскадра направилась к балтийским проливам, соблюдая меры предосторожности: впереди шли отряды тральщиков и миноносцев, отгонявших встречные суда, которые броненосцы провожали дулами своих орудий, сторожевым катерам был отдан приказ стрелять в любое подозрительное судно, а основным силам - находиться в полной боевой готовности. Еще перед выходом в море офицеры были предупреждены о грозящей эскадре опасности. По свидетельству участников похода, на кораблях царила крайне нервозная обстановка: вглядывались в каждый встречный корабль, следили за горизонтом, тщательно исследовали "малейшее пятнышко на воде" . 4 октября эскадра прошла Большой Белы у побережья Дании и только 8 октября, с многочисленными остановками для загрузки угля вышла в Северное море, двигаясь шестью отрядами. Переход 2-й Тихоокеанской эскадры через Северное или Немецкое море ознаменовался происшествием, о котором в "Русском инвалиде" сказано следующее: "Телеграф принес известие, что в ночь с 8-го на 9-е октября 2-я эскадра Тихого океана на пути в пролив Па де-Кале столкнулась в окрестностях пролегающей в Северном море отмели "Dogger-bank" с английской рыболовную флотилией, в числе нескольких десятков судов, из Гулля. В результате этого столкновения с наших судов был открыт огонь, причинивший названной флотилии будто бы большой урон. Такова в общих чертах фактическая сторона этого дела"1.



Ил. 2. Русский произвол. Поврежденный траулер
Ил. 2. Русский произвол. Поврежденный траулер "Moulmein" . (№ 4).
Ил. 3. Русский произвол. Поврежденный траулер
Ил. 3. Русский произвол. Поврежденный траулер " Mino". (№ 5).

        По российской версии произошло следующее: отставший транспорт "Камчатка" телеграфировал о том, что его атакует несколько миноносцев. Прошло еще три часа, и с флагманского броненосца, находившегося в последнем (шестом) отряде, заметили быстро надвигающиеся расходящимися курсами силуэты малых судов без всяких огней. Осветив их прожекторами и убедившись, что это миноносцы, отряд открыл огонь, стараясь не причинить вреда находившимся поблизости рыбачьим баркасам. Через 10 минут таинственные суда скрылись, стрельба прекратилась, а броненосцы продолжили путь, опасаясь повторения атаки. На следующий день мир узнал, что жертвами инцидента на Доггер-Банке стали английские рыбаки. Описанное происшествие, известное как "Гулльский инцидент" (по месту приписки английской рыбачьей флотилии - городу Гулль), поставило Россию на грань войны с Англией. Оно остается загадочным до сих пор, хотя обстоятельства происшедшего по горячим следам расследовались в Великобритании, а в конце 1904 - начале 1905 гг. особой международной комиссией, заседавшей в Париже.

         В ходе разбирательства России не удалось привести прямых доказательств присутствия японских военных судов ни в ночь на 9 октября 1904 г. на Доггер-Банке, ни в европейских водах в описываемое время вообще. Заседания комиссии продолжались с 9 января по 25 февраля 1905 г. Председателем избран Фурнье (представитель Франции). Комиссия допросила множество лиц; в результате следствия выяснилось, что японских миноносцев никто не видел, кроме русских моряков, с самого выхода из Балтийского моря предполагавших, что они должны подвергнуться нападению в пути. Доклад комиссии, принятый частью единогласно, частью всеми голосами против голоса Дубасова (представителя России), сводится к следующему: ответственность за канонаду судов и за ее результаты падает на адмирала Рожественского. Суда рыболовной флотилии не совершили никакого враждебного действия по отношению к русским. Ни среди рыболовов, ни вообще в данном месте никаких миноносцев не было и открытие огня адмиралом Рожественским не имело оснований. Потопление артиллерией судов нашей эскадры у Доггер-банки двух английских пароходов послужило поводом для англичан потребовать удовлетворения (по информации агентства Рейтер один английский капитан и 18 рыбаков погибли). Россия уплатила английскому правительству 65000 фн. ст., которыми и были вознаграждены пострадавшие. Этими трагичными для российского флота событиями не преминули воспользоваться враждебные России круги Англии и некоторых других стран. Пресса Англии в лице ее радикальных и консервативных органов стала единодушно требовать немедленных и самых энергичных действий правительства. Заголовки пестрели грозными фразами: "Мобилизация английского флота", "Секретные приказания, посланные в Портсмут", "Война" и т.п. Со временем эта шумиха сошла на нет, и в память от тех событий остались только воспоминания наших моряков да английские открытки имеющие заголовок "Русский произвол". Скорее всего, такие открытки по следам событий выпустили многие издатели в Англии, а возможно других в странах. Мне известны как минимум две серии открыток, выпущенных в первые дни после инцидента.

Ил. 4. Траулеры обстрелянные русскими военными кораблями 21 октября 1904 г. (Поврежденный траулер Ил. 5. Траулеры обстрелянные русскими военными кораблями 21 октября 1904 г. ( Поврежденный траулер
Ил. 4. Траулеры обстрелянные русскими военными кораблями 21 октября 1904 г. (Поврежденный траулер "Moulmein" ) . (изд. Will K. Skinner. The post card shop. 2. Prospect St., Hull ). Ил. 5. Траулеры обстрелянные русскими военными кораблями 21 октября 1904 г. ( Поврежденный траулер "Moulmein" ). (изд. Will K. Skinner. The post card shop. 2. Prospect St., Hull ).

      Первая серия состоит из 5 номерных открыток (возможно, их больше) под общим заголовком "Russian Outrage" (русский произвол) и изображает повреждения нанесенные русскими кораблями двум траулерам "Moulmein" и " Mino" (Ил. 1). На открытке (Ил. 2) возле пробитого борта траулера "Moulmein" скорее всего, стоит капитан судна, один из главных свидетелей и очевидцев, давший непредвзятую информацию для газет сразу после прихода его поврежденного судна вечером 10 (23) октября в Гулль. Открытка (Ил. 3) изображает повреждения траулера "Mino" и его команду. Открытки этой серии не имеют выходных данных, хотя выполнены на высоком типографском уровне. На лицевой стороне некоторых из них есть надпись "Valentines series", которая возможно является маркой издателя. Они прошли почту 11 и 15 ноября, через 3 недели после прихода судов в порт (23 октября по новому стилю). вторая серия представлена открытками выполненными фотоспособом. Они довольно многочисленны; изображены на них только повреждения траулеров и возможно они первоначально использовались в каких-то отчетах. Они имеют слабо читаемое описание сюжета на лицевой стороне, правильную разлиновку (типографскую с английским пояснительным текстом) на обороте и оттиск выходных данных издателя по левому краю оборота (Will К. Skinner. The post card shop. 2. Prospect St., Hull.). (Ил. 4, 5). Обе открытки прошли почту 3 ноября 1904 г. в г. Гулль, т.е. на 10 день после инцидента, что говорит о большой оперативности издателей.

        Есть несколько других выпусков, посвященных этому событию, к сожалению, не представленные в моей коллекции. Довольно часто встречается открытка с художественной картиной обстрела траулеров ночью при свете прожекторов с броненосцев, а также открытки, на которых изображен пирс (St.Andrews Dock) с журналистами и зрителями у борта траулера. Так как наши корабли в этой беспорядочной стрельбе тоже получили повреждения (и довольно значительные, например, "Аврора", на которой даже погиб священник), возможно, существуют зарубежные открытки с изображением наших судов в ремонте и их поиск расширит несколько одностороннюю тему заметки и коллекции.

        Землетрясение в Мессине.

        Другим событием российской истории, отраженным на иностранных открытках стала русская спасательная акция в г. Мессина. В этом году исполняется 100 лет трагедии этого итальянского города на острове Сицилия. В конце декабря 1908 г. в южной Италии стояла обычная мягкая средиземноморская зима. Европа готовилась к встрече нового года. И вдруг на рассвете 28 декабря в Мессинском проливе разразилось землетрясение страшной разрушительной силы. По счастливой случайности вблизи находилась русская военно-морская эскадра - она базировалась в южной части пролива в связи с проведением здесь, с разрешения итальянского правительства, учебных стрельб (порт Аугуста, восточное побережье Сицилии, в 70 милях к югу от Мессины). После окончания Русско-японской войны остро встал вопрос о возрождении Российского военно-морского флота. Наряду со строительством кораблей проводилась подготовка личного состава и будущих командиров флота. Для этой цели в мае 1906 г. на Балтике сформировали особый отряд судов, предназначенный для плавания с корабельными гардемаринами, куда вошли линкоры "Цесаревич" и "Слава", крейсера "Адмирал Макаров" и "Богатырь". Командовал соединением контрадмирал Владимир Иванович Литвинов. Первые толчки эскадра ощутила на себе. Корпуса кораблей стали содрогаться, будто по ним молотили здоровенной дубиной. Ворвавшаяся в бухту огромная волна развернула стоящие на якоре суда на 360 градусов. К вечеру 28 декабря командир эскадры получил от мэра города Сиракузы телеграмму с просьбой о помощи (в тоже время с такой же просьбой на быстроходном катере прибыли русский вице-консул А. Макеев и капитан мессинского порта). Немедленно корабли направились в Мессину. Следующим утром они подходили к Мессинской гавани. Русские шлюпки и катера, заполненные лопатами и топорами, ящиками с бинтами и корпией, анкерками с водой устремились к берегу (Ил. 6).

Ил. 6. Мессина. Катастрофа. Высадка русских моряков.
Ил. 6. Мессина. Катастрофа. Высадка русских моряков.

         Не теряя времени, моряки приступили к расчистке завалов и спасению людей, засыпанных в ближайших к набережной домах. каждой шлюпке были доктор или фельдшер, которые развернули по всему городу медицинские пункты (Ил. 7). Город предстал перед нашими моряками полностью разрушенным, живых в нем осталось много меньше, чем мертвых, спасшиеся, в большинстве своем полуголые и невменяемые, нуждались в лекарствах, еде, теплой одежде. Первейшей задачей стало спасение засыпанных обломками обвалившихся зданий. Все представители городской власти, кроме префекта, погибли, спасшиеся жители были деморализованы, помощь из других городов Италии еще не пришла. Утром 29 декабря в Мессине были только две действенные силы - моряки русской и английской эскадр. Именно русские и англичане, разделив город на сектора, немедленно и энергично принялись за дело спасения. Откапывали засыпанных, доставляли на носилках и к наскоро организованным на берегу перевязочным пунктам, оказывали первую помощь, переносили пострадавших на суда, где окружали вниманием и заботой (Ил. 8).

Ил. 7. Катастрофа в Мессине. № 11. Русский медицинский пункт, устроенный в середине развалин, оказывающий первую помощь жителям. (издание N.D. Phot. , Франция). Ил. 8. Катастрофа в Мессине. № 5. Русские матросы доставляют на набережную раненых найденных в развалинах. (издание N.D. Phot. , Франция).
Ил. 7. Катастрофа в Мессине. № 11. Русский медицинский пункт, устроенный в середине развалин, оказывающий первую помощь жителям. (издание N.D. Phot. , Франция). Ил. 8. Катастрофа в Мессине. № 5. Русские матросы доставляют на набережную раненых найденных в развалинах. (издание N.D. Phot. , Франция).

       О русских моряках итальянцы говорили: "Их послало нам само небо, а не море!". Русские корабли забирали по 400-500 пострадавших на борт и отвозили их в Сиракузы, Неаполь и Палермо. Линкор "Слава" с 550 ранеными, женщинами и детьми на борту вышел в Неаполь с приказанием после передачи людей немедленно вернуться в Мессину, закупив лишь дезинфицирующие средства, перевязочные материалы и свежую провизию. Позже итальянские врачи написали морскому министру России: "Мы не в силах описать Вашему превосходительству более чем братские заботы, которыми нас окружили... Русские моряки начертали свои имена золотыми буквами для вечной благодарности всей Италии... Да здравствует Россия!!!". Постепенно в пострадавшем городе установился относительный порядок. Здесь было сосредоточено более 6 тысяч войск, 40 военных кораблей и собралось до 300 врачей. На запрос командира отряда - нужна ли еще помощь русских моряков, морской министр Италии ответил, выразив при этом глубокую признательность нашим соотечественникам, что теперь итальянские власти обойдутся собственными силами... По официальным данным, русские моряки извлекли из-под развалин и спасли более 2 тысяч человек. 3 (16) января 1909 г. русские корабли, закончив спасательную операцию, ушли из Мессины. Как бы последним сюжетом русского участия в этой спасательной операции, служат открытки панорамы порта Гибралтар, в котором встретились британская, американская и русская эскадры 31 января 1909 г. (Ил. 9). Корабли русской и английской эскадр - герои спасательной операции в Мессине.

Ил. 9. Гибралтар. Вид порта с британским, американским и русскими флотами 31 января 1909 года. (часть панорамы из 4 открыток. издание A.Benzaquen, Tanger).
Ил. 9. Гибралтар. Вид порта с британским, американским и русскими флотами 31 января 1909 года. (часть панорамы из 4 открыток. издание A.Benzaquen, Tanger).

       Героические дела российских моряков не забылись. Итальянское правительство отчеканило в память бедствия и борьбы с его последствиями специальные медали. Золотые медали предназначались судам, принявшим участие в спасательной операции, а серебряные - их командирам. Русские врачи и командиры кораблей были награждены итальянскими орденами. Контр-адмирал Литвинов получил золотую медаль и "Большой крест Итальянской короны", командиры кораблей и врачи - большие серебряные медали и "Командорские кресты". Кроме того, все моряки без исключения были награждены малыми серебряными медалями " В память содружества". По прошествии двух лет со дня катастрофы итальянский комитет помощи пострадавшим в Мессине собрал средства на отливку золотой памятной медали, а скульптор Пьетро Куфереле выполнил очень выразительную скульптурную композицию, изображающую русских моряков, спасающих из-под развалин пострадавших от землетрясения жителей Мессины. Золотой медалью решено было наградить Российский флот, а большими серебряными медалями - экипажи русских кораблей, отличившиеся при спасении жителей пострадавшего города. 1 (14) марта 1911 г. в мессинскую гавань под звуки оркестра вошел крейсер "Аврора". Представители власти города передали командиру корабля памятную золотую медаль, панно с изображением русских моряков, спасающих жителей многострадальной Мессины, и благодарственный адрес. По сей день жители города продолжают бережно хранить память о подвиге российских моряков.В нынешней Мессине есть новые районы, которые когда-то были пригородными деревнями, полностью разрушенными, как и город, во время страшного землетрясения. Практически в каждом из этих районов есть улицы, названные в честь подвига русских моряков. Их названия похожи и звучат примерно одинаково: "Улица русских моряков", "Улица российских моряков-героев 1908 года", "Улица русских моряков Балтийской эскадры"... На здании мессинского муниципалитета в 1978 г. была установлена памятная доска с надписью: "В память щедрой помощи, оказанной экипажами русских военных кораблей... жителям Мессины, пострадавшим от землетрясения 28 декабря 1908 года". В том же 1978 г. Мессина принимала с визитом дружбы большой противолодочный корабль "Решительный". Участие русских моряков в спасении жителей Мессины стало великой гуманитарной победой Российского флота, затмившей трагедию и позор Цусимы. Она вернула ему честь и славу2. Российских открыток, посвященных этому событию, я не встречал. Единственная открытка с русским текстом и видом разрушенного порта в Мессине в моей коллекции -сделанная фотоспособом плохая копия открытки из большой итальянской серии без выходных данных, но прошедшая почту в России в 1914 г. дает основания считать, что есть вероятность найти и русские издания посвященные этому событию (Ил. 10).

Ил. 10. Землятресение в Италии. Мессина. Безвыходное переиздание фотоспособом открытки из большой серии итальянских открыток. Россия. прошла почту в 1914 году
Ил.10. Землятресение в Италии. Мессина. Безвыходное переиздание фотоспособом открытки из большой серии итальянских открыток. Россия. Прошла почту в 1914 году.

       Общеизвестно, история не имеет сослагательного наклонения. ее события в ней одинаково важны и не подлежат забвению. Приведенные в данной статье открытки иллюстрируют и наши победы, и наши поражения, но они едины в одном - они наша история.


1 Иллюстрированная летопись русско-японской войны, выпуск 8,1904 г.

2 С. Чернявский, Т&йны XX века, П 9, 2008.



Юрий Мамонов ( Новосибирск). Журнал "Филокартия" №4(10) , 2008. Открытки из коллекции автора.

Featured Products

2200.00 руб.
700.00 руб.
Currency:
Новосибирск 2002-2016© Sibirian collector.